Стили и
типы бонсай
Классификация
бонсай традиционно осуществляется по следующим
признакам:
- по породам растений
- по размерам,
- по стилям.
По породам растений выделяют следующие виды
бонсай:
1. Вечнозеленые деревья.
2. Лиственные деревья:
А. Декоративно-цветущие деревья.
Б. Плодоносящие деревья.
В. Лиственный бонсай.
- БОНСАЙ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ:
1. Бамбуковый бонсай.
2. Бонсай полевых трав.
3. Бонсай моховых
Классификация по размерам образует
следующие четыре типа:
1. Бонсай большого размера, со стволом,
превышающим 66 см (но не более 1метра). Он занимает
много места, обременителен и неудачен. Это грубый
бонсай.
2. Бонсай средних размеров вполне
раскрывает свое изящество и способен доставить
совершенное наслаждение. Его критерий - 54 см
ствола плюс/минус 12 см.
3. Маленький бонсай. Сегодня это самый
популярный вид среди широких масс. Его высота - от
15 до 39 см.
4. Миниатюрный бонсай - дерево от 5 до 12
см. Имеет своих ценителей. Уход за ним и
сохранение весьма затруднительны.
Стили
Бонсай имеет много стилей, но среди них можно
выделить два основополагающих; это
классический, или "драматический" (котэн)
и неканонический, или же
"каллиграфический" ("бундзин", т.е.
"каллиграф"). В классическом стиле ствол
дерева более широк у основания и сужается кверху.
В стиле бундзиндзи все как раз наоборот, этот
стиль труднее для овладения.
Ниже перечислены классические стили бонсай.
Метлообразный стиль
Стиль легко формирующийся, основной принцип
которого - абсолютно правильный ствол с ветвями,
расположенными в виде веера, зонтика, метлы.
Классический вариант бонсай формируется в
результате прищипки верхушечного побега на 1/3
общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки,
образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем
ветви прищипываются, что и создает искомую форму
кроны. Для данного стиля наиболее пригодны
лиственные виды деревьев, имеющие в природе
раскидистую, широкую крону.
Вертикальный стиль
Классический стиль одиночного прямостоячего
дерева с мощными, равномерно распределенными по
сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой
ствол, конусообразно сужающийся по направлению к
вершине, четко различаются передняя и задняя
стороны. При рассмотрении миниатюрного деревца
указанной формы спереди можно увидеть ветви,
отходящие от ствола попеременно влево и вправо.
Как правило, ветви растут горизонтально,
несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна
быть и самой сильной, а ветви, следующие по
направлению к верхушке, должны постепенно
становиться все более тонкими. Исходя из
направления ствола миниатюрного деревца,
различают "строго прямую форму" (тёккан),
когда бонсай имеет идеально прямой ствол, и
"свободную вертикальную форму" (моёги,
татики), при которой ствол изменяет несколько раз
направление роста, т.е. совершает своего рода
"движения". Данный стиль характерен, в
основном, для различных видов хвойных растений.
Наклонный стиль
Ствол наклонен в определенную сторону. В
остальном формирование бонсай проходит
аналогично формированию вертикальной формы, с
горизонтальными или слегка провисающими
ветвями, которые расходятся от ствола влево и
вправо попеременно. Деревья, выполненные в этом
стиле, символизируют сопротивление ветру.
Стиль сдвоенного ствола
Два дерева растут из одного корня, образуя
сдвоенный ствол. Одно из них должно быть сильным
и большим, второе - маленьким и тонким. Ветви
расходятся горизонтально, образуя общую крону.
Этот стиль нередко называют "отец и сын" или
"близнецы".
Многоствольный стиль
Несколько деревьев, в основном нечетное число,
растут от одного корня. Стволы различаются по
размерам и толщине: у самых маленьких - тонкие
стволы, у более крупных - потолще и покрепче.
Ветви всех деревьев образуют единую крону.
Плотообразный стиль
Этот стиль напоминает положение дерева, упавшего
в болото. Его нижние ветви ломаются или
погружаются в болотистую почву, а торчащие ветви
начинают расти, превращаясь в разновеликие
деревца. Со временем старое дерево сгнивает, а
молодые деревца образуют собственные кроны.
Лесной стиль
Многоствольный стиль, имитирующий миниатюрный
лес. Деревья (нечетное количество) должны быть
разными по высоте. Для усиления перспективы
задние деревья с густыми нижними ветвями и
плотной кроной размещают более компактно, у
передних оставляют открытые стволы с
разреженной кроной. Главное дерево сажают
впереди, по обе стороны и немного позади от него
располагают два других высоких дерева. Неровный
рельеф поверхности почвы, камни, дополнительные
низкорослые растения делают композицию более
естественной.
Каскадный стиль
Стиль имитирует горные растения, ниспадающие с
отвесных круч. Его характерная особенность -
ствол, круто наклоненный по отношению к
глубокому контейнеру, мощные, ярко выраженные
корни. Верхушка ствола спускается ниже основания
контейнера. При полукаскадном стиле (хан-кенгай)
верхушка ствола доходит до середины контейнера.
Высокие контейнеры визуально создают эффект
устойчивости композиции.
Литературный стиль
Литературный стиль характеризуется
своеобразным стройным и длинным, нередко
изогнутым стволом, форма которого напоминает
каллиграфический знак. Весьма немногочисленные
ветви размещаются в верхней трети ствола. Дерево
помещают в очень маленький и яркий контейнер.
Крона должна быть правильной по форме и
разветвленной скорее в ширину, чем в высоту. |